Понятия со словосочетанием «военные дороги»

Связанные понятия

Лимес (лат. Limes — «дорога», «граничная тропа», позже просто «граница») — укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведённый на границе Римской империи. Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля. На проходных пунктах велась торговля с «внешним миром». Провинции рядом с лимесом назывались лимитрофами и охранялись лимитанами. Самые известные участки лимеса — это Верхнегерманско-ретийский лимес протяжённостью в 550 км и Вал Адриана в Великобритании...
Рока́да (также рока́дный путь, от фр. rocade «объездная дорога») — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта.
Бёзберг (нем. Bözberg) — горный проход в швейцарском кантоне Ааргау, между Аарской и Фрикской долинами.
Инкерманская железная дорога — первая в Крыму железная дорога, построенная в 1843 году на конной тяге длиной в один километр. Её построил отставной мичман Дмитрий Волохов. Основная задача этой железной дороги — подвоз камня из каменоломни оврага до пристани в Инкерман и для доставки его оттуда морем в Южную бухту.
Транспортный эшелон — общее название транспортных средств (автомобилей для перевозки (перебросок) личного состава) пехоты РККА, в их боевых и предбоевых порядках, периода Великой Отечественной войны.
Переход Ганнибала через Альпы (218 год до н. э.) — одно из важнейших событий Второй Пунической войны; считается одним из самых примечательных достижений в военном деле времен античности. Переход через Альпы позволил Ганнибалу неожиданно для римлян привести карфагенскую армию в Италию, развязав, таким образом, военные действия на основной территории Римской республики.
Галльские войны — вооружённые столкновения Рима с галльскими племенами в VI—I веках до н. э.
Укреплённая линия (иногда укреплённая полоса) — оборонительная система укреплённых районов, полос, узлов сопротивления и опорных пунктов, которая насыщена инженерными заграждениями и долговременными фортификационными сооружениями. Как правило, укреплённые линии располагали собственным гарнизоном, который с началом боевых действий мог быть усилен дополнительными полевыми войсками.
Суху́мское шоссе́ — название улиц в населённых пунктах стран бывшего СССР составляющих автомобильную магистраль проходящую вдоль берега черноморского побережья Кавказа.
Каспийские ворота (греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии.
Виа-Мала (нем. Viamala; ретороманский Veia mala — «Плохая дорога») — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн.
Циркумвалационная линия (от лат. circum — круг и vallatio — укрепление) — непрерывная линия укреплений, которую строили войска осуществлявшие осаду крепости для прикрытия своего тыла на случай попыток противника выручить осажденных нападением извне.
За́сека или засе́ка — оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника.
Завоеванием Испании (исп. Conquista de Hispania) — в испанской историографии называют исторический период от начала высадки римлян в Эмпорионе (218 году до н. э.) до окончательного завоевания полуострова Октавианом Августом в 17 году.
Иллирийская война 35—33 до н. э. — походы Октавиана и его полководцев против иллирийских и альпийских племен. Эти кампании начали длительную серию завоевательных войн Октавиана Августа.
Тет-де-пон (фр. Tête de pont — «голова моста», нем. Brückenkopf) в военном деле — предмостное укрепление, плацдарм, используется преимущественно для создания защитного периметра, в котором могут размещаться войска или имущество, чтобы способствовать дальнейшему увеличению завоеванной территории или служить запасной точкой на случай угрозы поражения.
Нумиди́йская ко́нница (лат. equites Numidarum) — лёгкая конница, формировавшаяся из жителей Нумидии и воевавшая в составе карфагенской и, позднее, римской армий. Нередко называется лучшей лёгкой конницей античного мира.
История древних германцев — история германских племён до создания первых германских государств и падения Римской империи.
Переселе́ние баста́рнов в Ри́мскую импе́рию — произошло в правление императора Проба (276-282 гг.).
Конные лучники делятся на конных стрелков и посаженную на коня пехоту (английские пешие лучники времен Столетней войны к месту битвы прибывали верхом, спешиваясь перед боем).
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Ре́мы (лат. Remi) — одно из племен белгов, расселенное в бассейне реки Матрона (лат. Matrona) в Марне.
Ту́рма (лат. turma) — подразделение эскадрона, конный отряд из 30—32 человек, 1/10 (алы) римской армии.В Римской республике конница набиралась из римлян или их союзников и входила в состав легиона. Конница легиона состояла из 300 человек, которые делились на 10 взводов (турм) по 30 человек каждый, a турма на 3 десятка (декурия). Декуриями командовали три декуриона, один из которых командовал всей турмой.
Гиппотоксот (греч. Hippotoxotai от ίππος — лошадь и τοξότης — лучник) — в армии Древних Афин воин отряда легкой кавалерии из 200 лучников, набиравшихся из рабов, в отличие от всадников из привилегированного класса — пентакосиомедимнов. В период Пелопоннесской войны в качестве маневренного отряда лёгкой кавалерии входили в состав подразделения аттической конницы в 1200 всадников. Геродот под понятием гиппотоксоты обобщает всех конных лучников: «все скифы — гиппотоксоты и воюют верхом». Они сходились...
Самни́тские во́йны — серия вооружённых конфликтов между Римской республикой и самнитами.
Квады (лат. Quadi) — древнегерманское племя из племенного объединения свевов, жившее в I в. до н. э. вдоль Майна, а с начала н. э. до VI века н. э. к северу от среднего течения Дуная, а также по верховьям Эльбы и Одера — на территории нижней Австрии, Моравии, Западной Словакии и Северной Венгрии.
Тевтоны, тевтонцы (лат. Teutoni, Teutones) — древнегерманское племя, жившее на западном побережье Ютландии и в низовье реки Эльбы. В «Географии» Птолемея тевтоны упоминаются как одно из племён «Великой Германии», проживавшее вместе с аварнами, свевами и фародинами.
Пунические войны (лат. Bella Punica) — три войны между Римом и Карфагеном («пунами», то есть финикийцами), продолжавшиеся с перерывами в 264—146 годах до н. э. В войнах победил Рим и тем самым укрепил своё положение в Западном Средиземноморье. Карфаген был уничтожен.
Ангарио́н, или ангарейо́н (др.-греч. ἀγγαρήϊον, ἀγγαρεϊον), — древнейшая почтовая служба Персидской империи (Империи Ахеменидов), посредством которой в VI веке до н. э. было установлено сообщение между столицей государства, Сузами, и провинциями, не исключая самых отдалённых. Для осуществления почтовой связи применялись конные курьеры (ангары).
Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.
Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Узипеты, усипеты (у Плутарха греч. Ousipai и, возможно, то же, что и греч. Ouispoi у Клавдия Птоломея) — древнегерманское племя. Жили между Липпе и Рейном. Известны по сочинениям Юлия Цезаря, Тацита и других древних авторов.
Тенктеры — древнегерманское племя, жившее во времена Римской империи на правом берегу Рейна, между Ланом и Виппером; были известны как превосходные наездники.
Квартирье́р (нем. Qartiermacher или Quartiermeister (Квартирмейстер) — военнослужащий, направляемый вперёд по пути следования воинского подразделения с целью обследования предполагаемого района размещения и распределения квартир между военнослужащими.
Контрвалационная линия (от лат. contra — против и лат. valatio — укрепление, вал) — фортификационное сооружение (вал, стена) вокруг осаждаемого объекта, препятствующее осаждённым прорвать блокаду или совершать вылазки.
Серебряный путь (лат. Vía de la Plata) — древняя дорога в западной части Пиренейского полуострова, по которой торговые караваны и пилигримы на протяжении многих веков пересекали полуостров в меридиональном направлении. Конечными точками дороги были города Мерида на юге и Асторга на севере, но дорога имела продолжение на юг до Севильи и на север до Гигии (Хихон).
Саксонский берег (лат. Litus Saxonicum) — название комплекса прибрежных оборонительных фортов, созданных Римской империей для защиты морского побережья провинций Британия, Белгика II и Лугдунская Галлия.
Дебуширование (фр. débouché) — выход войск из теснины (ущелья, горного прохода, моста, плотины и т. п.) или какой-либо закрытой местности (леса, деревни) на более широкое место, где можно развернуться. Дебуширование на виду у неприятеля сопряжено с большими затруднениями: приходится двигаться узким фронтом, сильно поражаемым огнём в глубину, вследствие чего даже большое превосходство в силах не имеет значения.
Сторожевая линия — комплекс сигнальных, караульных и оборонительных сооружений, непрерывных на всём протяжении вдоль государственных границ.
О происхождении и деяниях гетов (лат. De origine actibusque Getarum), или Гетика (лат. Getica) — исторический трактат Иордана, написанный в VI веке.
Полоса обеспечения (зона прикрытия, предполье) (воен.) — полоса местности на пути вероятного удара противника, перед главным рубежом обороны.
Древний чайный конный путь (кит. трад. 茶馬古道, упр. 茶马古道, пиньинь: chámǎgǔdào, палл.: чамагудао) — название комплекса торговых путей, на протяжении столетий связывавших Китай с Европой.
Блокга́уз (нем. Blockhaus «бревенчатый дом») — фортификационное огневое сооружение, приспособленное для ведения кругового ружейного и артиллерийского огня и для проживания гарнизона.
Инженерные войска (ИВ) — формирование (специальные войска) вооружённых сил (ВС), предназначенные для инженерного обеспечения (оборудования территории, инженерной разведки, строительства переправ, сопровождения войск в наступлении и так далее) военных (боевых) действий.
Герма́ния (лат. Germania) — термин, которым Гай Юлий Цезарь (в «Записках о Галльской войне») и Корнелий Тацит (в трактате «О происхождении германцев») обозначали область проживания германских племён (ориентировочно между Маасом и Неманом). Этот латинский топоним стал впоследствии названием крупнейшей страны Центральной Европы.
Испа́нская война́ (46 — 45 гг. до н. э.) — последняя кампания Гая Юлия Цезаря периода гражданской войны в Римской республике, приведшая к установлению в Риме военной диктатуры.
Комит Аргенторатской дороги (лат. comes tractus Argentoratensis) — командир полевой армии (комитат), расквартированной в диоцезе Галлия и ответственной за оборону территории вокруг Аргентората. Должность появилась, по всей видимости, в последней трети IV века. Его непосредственным начальником на момент составления Notitia dignitatum (около 400 года) являлся магистр презентальной пехоты Запада и магистр презентальной кавалерии Запада. В Notitia dignitatum не указано, какие подразделения находились...
Галльская война (лат. Bellum Gallicum) — протекавший в несколько этапов конфликт Римской республики с галльскими племенами (58—50 до н. э.), закончившийся покорением последних.
Контро́льно-следова́я полоса́ (КСП) — распаханная полоса земли вдоль государственной границы, фиксирующая пересечение границы нарушителями. Средство защиты границы, принятое в СССР, странах СНГ и некоторых других государствах.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я